Тюнинг машины – это не просто способ улучшить его внешний вид или технические характеристики, но и ответственное вмешательство в конструкцию транспортного средства. В России любые подобные изменения должны соответствовать требованиям безопасности, иначе можно получить штраф по статье 12.5.1 КоАП РФ. Давайте разберемся, как правильно тюнинговать автомобиль, не нарушая при этом закон.
Что такое 12.5.1?
Статья 12.5.1 КоАП РФ предусматривает наказание за управление транспортным средством с внесёнными в конструкцию изменениями, которые не зарегистрированы в установленном порядке. Наказание за подобное нарушение, казалось бы, пустяковое – либо предупреждение, либо штраф 500 рублей, но именно здесь появляются нюансы. Например, инспектор может выписать постановление на повторное прохождение техосмотра, а если на него не явиться в течение десяти дней, регистрация ТС будет аннулирована.
Кроме того, могут возникнуть проблемы с прохождением техосмотра при продаже автомобиля. Впрочем, можно вернуть автомобиль в заводское состояние для прохождения ТО, а затем вернуть допоборудование на место. То же самое касается постановки на учет: временным возвратом к «стоку» при переоформлении пользуются многие автолюбители.
Однако не стоит этой лазейкой злоупотреблять. В случае ДТП страховая компания с высокой вероятностью откажет в выплате, если выяснится, что конструкция авто была изменена без регистрации.
Особое внимание полиция уделяет светотехнике. Нестандартные световые приборы могут быть очень опасными в темное время суток: слепящие фары или «люстра» на крыше способны ослепить водителя встречного авто, что зачастую приводит к катастрофическим последствиям. Соответственно, отношение у инспекторов ГАИ к таким апгрейдам весьма подозрительное, и регистрировать такие изменения необходимо с особым вниманием к компонентам, их установке и настройке. В противном случае можно не только получить штраф, но и лишиться прав на срок до года, если установлены лампочки, у которых одновременно не соответствуют требованиям и цвет огней, и режим работы.
Какие виды тюнинга требуют регистрации?
Согласно техническому регламенту Таможенного союза, обязательной регистрации подлежат любые изменения, которые затрагивают безопасность автомобиля. Это:
- Подвеска – лифт или занижение, установка нестандартных амортизаторов и пружин.
- Рулевое управление – установка нестандартного руля, рулевой рейки или системы управления.
- Тормозная система.
- Фары и светотехника – «люстры», габаритные огни.
- Двигатель и выхлопная система – замена двигателя, установка спортивного выхлопа, изменение системы подачи топлива.
- Кузов и аэродинамика – установка обвесов, спойлеров, нестандартных бамперов.
- Переоборудование салона – изменение количества сидений, установка перегородок, изменение конструкции ремней безопасности.
- Колеса – резина и диски с незаводскими параметрами
Покраска кузова и обтяжка его пленкой нуждаются в регистрации только в том случае, если они отличаются от стандартного цвета автомобиля.
Неужели нет тюнинга, который можно не регистрировать?
Есть! Чтобы узнать, что можно установить ваш автомобиль, необходимо в СТС найти строчку «Одобрение типа ТС №» и найти соответствующий документ на сайте Росстандарта. В приложениях можно найти файл, в котором есть строка «Оборудование транспортного средства». Все, что в ней прописано, можно установить на автомобиль.
В соответствующем пункте документа можно найти целый список оборудования, которое идет с завода или может устанавливаться по заказу. В этом разделе приведен список всех нерегистрируемых «допов». Для примера на изображении это: сцепное устройство (фаркоп), защитные устройства бамперов, боковые пороги, спойлер задней двери и многое другое, что уже не так сильно бросается в глаза при осмотре. Этот тюнинг не нуждается в регистрации, но необходимо устанавливать только сертифицированные детали с соответствующей документацией, чтобы у инспекторов ГАИ не возникало вопросов. В противном случае водителю грозит все та же ст. 12.5.1. В документе также можно обнаружить параметры шин: ставить на эту модель можно только колеса 265/60 R18 с индексом нагрузки 110 и категорией скорости H. Все остальное – только через внесение изменений в ПТС.
Стоит отметить, что замена двигателя на идентичный тоже подлежит регистрации, однако проходить множество экспертиз не придется, так как теперь заводской мотор – запчасть. Необходимо будет лишь внести новый номер двигателя в ПТС.
Установка видеорегистратора, навигатора, держателя для телефона, органайзера или матраса в багажник – это тоже не тюнинг, однако подобные улучшения не должны ограничивать обзор водителя. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Что делать, если все же хочется выйти за рамки прописанного в ОТТС?
Во-первых, стоит быть готовым к тому, что процесс внесения изменений в ПТС может затянуться на несколько месяцев. Во-вторых, следует изучить законодательство, чтобы убедиться в легальности устанавливаемых изменений: цветографические схемы спецтранспорта, например, в ПТС никогда не впишут.
Сам процесс регистрации изменений следует проходить в несколько этапов.
1. Получение заключения о возможности изменений
Перед внесением изменений необходимо обратиться в специализированную испытательную лабораторию и получить заключение о возможности внесения изменений в конструкцию автомобиля. Этот документ подтверждает, что тюнинг не нарушает требования безопасности.
2. Проведение технических работ
После получения заключения можно приступать к установке новых элементов. Работы должны выполняться в сертифицированном автосервисе или у специалистов с лицензией на подобные работы.
3. Проведение технической экспертизы
После установки оборудования необходимо снова обратиться в лабораторию, которая проведёт проверку и выдаст протокол технической экспертизы. Он подтвердит, что изменения внесены корректно и не угрожают безопасности.
4. Получение свидетельства о соответствии
Далее необходимо обратиться в органы ГИБДД и предоставить:
- Заключение лаборатории.
- Протокол технической экспертизы.
- Документы на автомобиль (ПТС, СТС).
- Квитанцию об оплате госпошлины.
На основании этих документов ГИБДД выдаст Свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (СКТС).
5. Внесение изменений в документы
Последний этап – это внесение изменений в паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации автомобиля. Только после этого автомобиль с тюнингом считается полностью легальным.
Как избежать проблем и штрафов?
1. Перед установкой каких-либо незаводских запчастей следует ознакомиться с законодательством и ОТТС на ваш автомобиль. Таким образом можно узнать, что можно ставить на машину без регистрации, что – с регистрацией, а что – строго запрещено.
2. Используйте сертифицированные запчасти – все детали должны иметь сертификаты соответствия.
3. Оформляйте тюнинг официально – не стоит надеяться на невнимательность инспектора: за поворотом всегда может стоять другой.
4. Сохраняйте все документы – свидетельства, протоколы и сертификаты помогут избежать проблем при проверке.
Тюнинг автомобиля – это сложный и долгий процесс, который требует соблюдения законодательства. Чтобы не попасть под статью 12.5.1 КоАП РФ, необходимо правильно оформлять все изменения и своевременно регистрировать их в ГИБДД. Если всё сделать по закону, тюнингованный автомобиль будет не только стильным и эффективным для своих задач, но и безопасным на дорогах.