Китайская компания XPeng начала строительство первого в мире завода, на котором будут производить первый в мире массовый летающий автомобиль AeroHT. Он выглядит как шестиколесный пятиметровый минивэн и дополнительный летающий модуль для двух пассажиров. Но что же было до него? Когда началась история летающих автомобилей и какие фантастические идеи реализовывали изобретатели? Давайте разбираться.
Начало XX века: первые идеи и концепты
Curtiss Autoplane. Источник: Wikipedia
Когда братья Райт совершили первый управляемый полёт на самолёте в 1903 году, мир внезапно осознал, что быстрый авиатранспорт – это не фантастика, а научная реальность. На фоне этого открытия инженеры начали экспериментировать с идеей «летающего автомобиля». Один из первых подобных проектов был разработан американцем Гленном Кертиссом в 1917 году. Его машина называлась Autoplane и представляла собой гибрид автомобиля, очень напоминавшего Ford Model T, и привычного нам самолёта. Изобретатель оснастил его V-образным восьмицилиндровым мотором Curtiss OXX с высокой для того времени мощностью в 100 л.с. Силовая установка хоть и позволяла «Автоплану» разгоняться до достаточной для отрыва от земли скорости 105 км/ч, но для осуществления управляемого полёта этого было мало. Несмотря на то, что проект во всех смыслах «не взлетел», Кертиссу удалось показать миру, что идея летающего автомобиля – это вовсе не чья-то буйная фантазия.
XX век: концепты, прототипы и застой
Waterman Arrowbile. Источник: Wikipedia
В 30-е годы XX века, с развитием авиации, стали появляться новые попытки создать летающий автомобиль. В 1937 году инженер Уолдо Уотерман представил свою версию «аэромобиля», получившую название Arrowbile. «Стреломобиль», также именуемый изобретателем «W-5», отличался от его же самолёта с индексом W-4 съемными крыльями и пропеллером, а также стосильным 6-цилиндровым мотором с водяным охлаждением фирмы Studebaker. Эта компания стала первым и последним заказчиком пяти экземпляров Arrowbile, после чего производство остановилось ввиду отсутствия спроса, даже несмотря на неплохие технические характеристики и надежность конструкции. По-видимому, эре летающих автомобилей было суждено начаться куда позже.
Taylor Aerocar. Источник: Wikipedia
В послевоенные годы, когда технология строительства автомобилей и самолётов шагнула далеко вперёд и мир начал оправляться от ужасов Второй Мировой войны, инженер Молтон Тейлор запустил проект Aerocar. Этот автомобиль был способен летать благодаря лёгким съёмным крыльям и хвостовому оперению. Тейлор даже получил разрешение на использование своего изобретения на дорогах общего пользования, и в 1949 году Aerocar совершил свой первый полёт. К сожалению, как и предшественник, Aerocar не получил широкого распространения, так как рынку просто не было нужно такое транспортное средство. В Америке начиналась эпоха больших машин с огромными V8 двигателями, а маленькому аэромобилю на двоих пассажиров с оппозитным четырёхцилиндровым моторчиком мощностью 143 л.с. там явно не было места.
Fulton Airphibian. Источник: Wikimedia
Ещё одна модель – Airphibian, «Летающая амфибия», – это плод инженерной мысли Роберта Фултона, который в конце 1940-х поднялся в воздух. Изобретение представляло собой обычный самолет с отсоединяющейся кабиной на четырёх колесах. Шестицилиндровый двигатель мощностью 150 л.с. разгонял «Амфибию» до 200 км/ч в воздухе и до 80 км/ч – по земле. Airphibian стал первым в мире летающим авто с сертификатом Управления гражданской авиации, но, несмотря на свой успех, до массового производства он не дошёл. Похоже, что 40-е – тоже рановато.
Научная фантастика и поп-культура
Неудачи в реальности попытались компенсировать в фильмах и литературе. Летающие машины появлялись в трилогии «Назад в будущее», «Бегущем по лезвию» и множестве других художественных произведений. Это поддерживало общественный интерес к летающим автомобилям, хотя на практике их массовость оставалась за пределами возможностей того времени.
XXI век: возрождение идеи и технологический прорыв
С вступлением человечества в XXI век летающие автомобили начали возвращаться из области фантастики обратно в реальность. Появление электрических и гибридных двигателей вместе с развитием лёгких композитных материалов дали толчок к созданию новых прототипов.
Terrafugia Transition. Источник: Wikipedia
Компания Terrafugia, основанная в 2006 году, серьёзно взялась за создание летающих автомобилей. Их первая модель Transition 2009-го года показала возможность путешествий по земле и в воздухе. Terrafugia привлекла значительное внимание инвесторов и инженеров и положила начало новой волне разработок. Изделие разгонялось до 110 км/ч по земле и до 185 км/ч по воздуху, а расход топлива составлял 11 литров на «сотню».
Airbus A³ Vahana. Источник: Wikipedia
Следующий прорыв произошёл с внедрением беспилотных технологий. В 2016 году компания Airbus запустила проект A³ Vahana – персональный воздушный транспорт с автопилотом, способный вертикально взлетать и садиться, что стало первым шагом к созданию воздушного такси. Проект закрыли через три года в пользу CityAirbus, а максимальное время полёта отмененного Vahana составляло чуть менее 20 минут, за которые он успевал покрыть 50 километров.
Современные разработки и будущее летающих автомобилей
Сегодня несколько компаний разрабатывают летающие автомобили, которые должны выйти на рынок в ближайшие годы. Среди них – AeroMobil, PAL-V, Uber Elevate, и Volocopter. Большинство этих проектов сосредоточено на создании воздушных такси с возможностью вертикального взлёта и посадки (VTOL), чтобы решить проблему пробок, перегруженности дорог в больших городах и длинных взлётно-посадочных полос.
Правительства стран также начали регулировать вопрос полётов в городской среде, разрабатывая законы для воздушного движения на малых высотах. Технология летающих автомобилей уже не кажется слишком далёкой: в некоторых странах проводятся тесты, и воздушные такси даже начинают выполнять пробные рейсы. Прогнозируется, что к 2030 году летающие автомобили могут войти в массовое использование.
Похоже, что так оно и происходит, и скоро мы увидим первые массовые автолёты в воздухе над городскими улицами. Та же XPeng – яркое тому подтверждение: их собираются выпускать по 10 тысяч в год для всех желающих. Впрочем, массовыми в полном смысле слова они пока не станут: один AeroHT обойдется приблизительно в 280 тысяч долларов, или в 27,224 млн руб.
История летающих автомобилей – это история борьбы за мечту. От первых неудачных прототипов до современных аэротакси, летающие машины демонстрируют стремление человечества к свободе передвижения и инновациям. Современные технологии уже приблизили нас к миру, где автолёты станут частью нашей повседневной жизни. Вопрос заключается лишь в том, как скоро они станут общедоступными и когда мы наконец будем жить в высокотехнологичном будущем, которое нам рисовали фантасты.