XVIII век. Малая телега Кюньо
Первым трехколесным автомобилем – да и вообще первым автомобилем – можно назвать паровую повозку Никола Жозефа Кюньо. Изобретение имело грузоподъемность в 5 тонн, предназначалось для перевозки артиллерийских орудий и имело запас хода в 1 км. При этом максимальная скорость такого «паровоза» развивала 3-4 км/ч, что вместе со скромным пробегом на одной заправке делало его бесполезным для использования в реальных условиях. Вероятнее всего, Никола Жозеф слишком опередил свое время, и производство еще не было готово к таким революциям, поэтому это прекрасное изобретение осталось лишь экспериментальным – пусть и полноценным – образцом.
Фото 1. Телега Кюньо. Источник: Wikimedia.org
XIX век. Benz Patent-Motorwagen 1885
Через 116 лет после появления «телеги Кюньо» немецкий изобретатель Карл Бенц построил повозку с колесной формулой 3х2, которая и стала первым в мире настоящим автомобилем с ДВС. Устройство напоминало велосипед с тремя большими колесами и оснащалось одноцилиндровым четырехтактным (!) мотором, который при объеме 954 см3 развивал 0,75 л.с. Конечно, для буксировки орудий такой автомобиль не годился, зато при снаряженной массе 265 кг он мог разогнаться до 16 км/ч и везти при этом троих пассажиров. Именно так и поступила смелая жена Карла Бенца, Берта, которая в августе 1888 года вместе с сыновьями отправилась в первое автомобильное путешествие из Мангейма в Пфорцхайм. В общей сложности туда-обратно они проехали 194 километра и выявили целый ряд технических недочетов, которые изобретатель впоследствии устранил. Кроме того, поездка послужила отличной рекламной кампанией изобретения, ведь Берте удалось доказать жизнеспособность концепции автомобиля на собственном примере. И тут все завертелось.
Фото 2. Benz Patent-Motorwagen. Источник: Wikimedia.org
Первая половина XX века. Morgan V-Twin three-wheelers
Британская компания Morgan Motor Company в начале XX века стала одним из ключевых производителей трициклов. В то время в Великобритании уже действовал налог на автомобили, и в 1911 году компания вышла на рынок с Morgan Runabout, который официально считался мотоциклом и облагался меньшим сбором. Эта легкая и маневренная одноместная машина с мотоциклетным мотором Peugeot мощностью 7 л.с. развивала максимальную скорость чуть меньше 100 км/ч. Позже появились и другие модели для двух пассажиров: Aero 2-seater, Sports и Super Sports. В последний устанавливался мотор объемом 1.1 л, который развивал 40 л.с. и разгонял болид до 112 км/ч. Кстати, компания до сих пор существует и производит целый ряд реплик старых моделей, которые пользуются неплохим спросом у энтузиастов марки.
Фото 3. Morgan Runabout. Источник: Wikimedia.org
Пятидесятые. СМЗ С-1Л и С-3Л
Названный в народе «Циклопом» из-за одной фары по центру капота, С-1Л выпускался на Серпуховском мотоциклетном заводе в качестве транспортного средства для инвалидов Великой Отечественной войны с травмами конечностей. На автомобиле не было переднего тормоза, а вместо обычного круглого руля стоял мотоциклетный с ручным управлением газом, сцеплением и тормозом. Первая версия, выпускавшаяся с 1952 по 1956 гг., оснащалась мотором Москва М1А мощностью 4 л.с. и развивала скорость всего 30 км/ч, чего было впритык достаточно для передвижения по городу. Впрочем, в 1956 с приходом модели С-3Л мотор заменили на более мощный силовой агрегат от спортивного мотоцикла ИЖ-49, который увеличил максималку «Циклопа» вдвое. Эта версия выпускалась еще два года и довела общий тираж модели до 36181 единицы. В 1958 году С-3Л заменили на четырехколесную СМЗ С-3А, которая известна по фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где на такой передвигались Трус, Балбес и Бывалый.
Фото 4. СМЗ С-1Л. Источник: Wikimedia.org
Пятидесятые. Messerschmitt KR200 и BMW Isetta (Iso Isetta)
В начале пятидесятых американские автомобили становились все крупнее и предлагали все больше опций, о которых еще 50 лет назад покупатели не могли и мечтать. Чего не скажешь о послевоенной Германии, где после окончания Второй Мировой войны автопроизводителям приходилось нелегко. Особенно это касалось Мессершмита, которому было запрещено производить самолеты, чем эта компания всегда занималась.
Пришлось маневрировать: в 1953 году был представлен доступный трицикл KR175 с тандемной посадкой и крышей, откидывающейся вбок, как у самолета. Через два года он был заменен на конвейере моделью KR200, спроектированной Фрицем Фендом. Она могла похвастаться высокой надежностью, ремонтопригодностью и низкой стоимостью, а еще развивала мощность 9.9 л.с. и могла разогнаться до впечатляющих 90 км/ч. За совокупность этих факторов машина и получила большую популярность: только в первый год было реализовано 12 тысяч штук.
В 1956 «Мессеру» разрешили снова собирать самолеты, поэтому компания передала Фенду все мощности для изготовления малолитражки, и он самостоятельно управлял производством KR200. Автомобиль выпускали до 1964 года, когда в экономике ФРГ начался резкий подъем, и необходимость в сверхбюджетных моделях отпала.
Фото 5. Messerschmitt KR200 с открытой кабиной. Источник: Wikimedia.org
BMW тоже решила не отставать от конкурента, и в 1955 году запустила в производство итальянский компакт Isetta под своим брендом по лицензии от Iso. Она имела единственную дверь, которая располагалась прямо напротив водителя и открывалась вбок и вверх.
Внимательный читатель заметит, что «Изетта» изначально была четырехколесной, однако были и версии с формулой 3x2. Дело в том, британское представительство компании решило пойти тем же путем, что и Morgan в начале «десятых»: новинка была сертифицирована как трехколесный мотоцикл, а значит, облагалась меньшим налогом. Уловка сработала: не пользовавшаяся до сих пор популярностью в Англии машинка в 1957 году стала хорошим бюджетным вариантом. Она облагалась меньшим налогом и была первым автомобилем в мире c расходом топлива 3л/100км. Кстати, из-за переноса рулевой колонки на правую сторону, где расположен мотор, центр тяжести авто значительно сместился, и BMW пришлось поставить на левую сторону «Изетты» шестидесятикилограммовый противовес.
Фото 5. Трехколесная BMW Isetta. Источник: Wikimedia.org
Семидесятые – нулевые. Reliant Robin
Англичане, как уже стало понятно, любят трициклы: они экономят деньги не только благодаря небольшому расходу топлива и простоте конструкции, но и уменьшают налоговую базу. Reliant Robin выпускался 21 год и был признан самой популярной трехколесной машиной в мире и неотъемлемой частью британской культуры. Кроме того, «Робин» стал второй по популярности моделью с кузовными элементами из стеклопластика, уступив лишь спортивному Chevrolett Corvette.
Пик популярности модели пришелся на семидесятые: топливный кризис значительно увеличил цены на бензин, что подтолкнуло англичан все больше смотреть в сторону трициклов, которые предлагали крышу, скромный расход и неплохую для такого авто динамику: максимальная скорость Robin Mk. 1 достигала 137 км/ч. Впрочем, она могла сыграть с водителем злую шутку, что ярко отражено в S15E1 телепередачи Top Gear. В нем Джереми Кларксон перевернулся шесть раз, пытаясь проехать на Reliant Robin 22.5 километра от одного города до другого, а Стиг не смог проехать ни одного «чистого» круга по треку. Впоследствии, однако, сам Джереми признался, что перед съемками в дифференциале автомобиля специально поковырялись, чтобы «Робин» легче переворачивался. Кроме того, на него установили колеса разного размера, что еще больше сместило центр тяжести машины на сторону водителя ростом 195 см и весом около центнера.
Трехколесные автомобили, несмотря на свою необычную конструкцию, давали и дают людям возможность поехать туда, куда им хочется, не ограничиваясь при этом маршрутами городского транспорта и не обращая внимания на неблагоприятные погодные условия. Их история не заканчивается и по сей день, однако трициклы сейчас можно встретить в основном на улицах азиатских стран в виде скутеров с кабиной. Однако есть и производители вроде Morgan, которые все еще выпускают реплики классических моделей.Фото 8. Reliant Robin Mk. 1. Источник: Wikimedia.org