Автоматическая коробка передач, кондиционер и электрические стеклоподъемники – всем этим удивить современного автовладельца трудно. Подобные опции массово ставятся на машины практически всех классов и не создают никакого вау-эффекта. Однако в середине прошлого века они и целый ряд других опций были для потребителей в новинку, чем и пользовались автомобильные гиганты по обе стороны Атлантического океана. Приглашаем вас в короткое путешествие по истории автоиндустрии и расскажем не только о простых «допах», но и о тех, которые сейчас сыскать сложно.
Начнем с 1950-х и 1960-х годов, когда автомобильная отрасль окончательно отошла от шока Второй Мировой войны и смогла предложить потребителю целый ряд новинок.
1. Автоматическая коробка передач. Несмотря на то, что первая коммерческая АКПП появилась еще в 1939 году на премиальных автомобилях концерна General Motors (GM), массовость она обрела лишь в конце сороковых. При этом она оставалась «эксклюзивом» для дорогих моделей и ставилась на такие марки, как Cadillac, Oldsmobile, Lincoln, Jaguar и другие. К ним же относится и ГАЗ-13 «Чайка» (с 1959 г.) на «автомате» с кнопочным селектором, которым также оснащались автомобили концерна Chrysler тех же годов. Сейчас кнопочные АКПП можно увидеть в крупных американских SUV, седанах F-сегмента, а еще в распространенной в России Hyundai Sonata VIII поколения.
Фото 1. Переключатель автоматической трансмиссии на Chrysler. Источник: Flickr@Marcin Wichary
Фото 2. Chrysler New Yorker 1960. Источник: Wikimedia Commons
2. Автомобильным кондиционером сейчас никого не удивишь, да и уже в середине прошлого столетия его можно было установить в качестве опции на обычный американский семейный седан. А вот полноценный климат-контроль с функцией поддержания комфортной температуры в салоне появился лишь на «Кадиллаках» 1964 модельного года. Он представлял собой полностью аналоговую систему с тремя термодатчиками-резисторами: один отслеживал температуру воздуха в салоне, другой – на улице, а третий управлял температурой выдуваемого воздуха.
Фото 3. Брошюра Cadillac с описанием работы климатической установки, 1964. Источник: Flickr@Joe Haupt
Фото 4. Модельный ряд Cadillac 1964 г.в. Источник: Flickr@Alden Jewell
3. Электрические стеклоподъемники уже тогда можно было обнаружить во многих, даже не обязательно премиальных, автомобилях. Однако вспомните, как открываются задние окна во многих современных машинах, особенно во внедорожниках: они не опускаются до конца из-за формы дверей. Вполне успешно решить эту проблему удалось еще в конце 50-ых: например, седаны Cadillac 1959 модельного года оснащались механизмом подъемников, который сначала опускал заднюю, а затем и переднюю часть стекла, благодаря чему они полностью погружались в изогнутую дверь.
Фото 5. Cadillac DeVille 1959. Источник: Wikimedia Commons
4. Адаптивные фары сейчас тоже ставятся не только на премиальные, но и на вполне обычные автомобили, а в рассматриваемый нами временной период первопроходцем снова стал концерн GM с их «Кэдди», правда уже 1962 года. Именно в нем в качестве опции появились фары, которые следовали за углом поворота руля, как бы заглядывая за поворот, и значительно увеличивали уровень безопасности на дороге.
Фото 6. Cadillac DeVille 1962. Источник: Wikimedia Commons
5. Было ли хоть что-то, что началось с массового сегмента, а не с дорогих автомобилей? Да, было. Например, панорамная стеклянная крыша, которую сейчас можно встретить на многих иномарках. В ту же эпоху она хоть и была впервые представлена на концепте премиального Lincoln XL-500 1953 года, но все же появилась в качестве опции на относительно недорогом авто того же концерна Ford – Crestline Skyliner 1954 г.в.
Фото 7. Lincoln XL-500. Источник: Flickr@James Vaughan
Фото 8. Ford Crestline Skyliner. Источник: Wikimedia Commons
6. Пневмоподвеска в обычных современных автомобилях встречается не так часто. Что сейчас, что тогда она была опцией, а в некоторых случаях базовым оснащением для моделей классом повыше и предполагала использование баллонов с газом (обычно воздухом). Она обеспечивала высочайшую плавность хода и комфорт на машинах таких марок, как Lincoln, Cadillac, Oldsmobile, DeSoto и других американских авто, а также во французском Citroen DS 1954 года. Именно на последнем инженеры опробовали особую технологию гидропневматической подвески, которая подразумевала наличие не только газа, но и жидкости (масла) в системе.
Фото 9. Citroen DS. Источник: Wikimedia Commons
7. Подогрев сидений, особенно актуальный для холодного климата, сейчас не роскошь, однако появился он еще в 1966 году на Cadillac Fleetwood в качестве опции для и без того недешевого автомобиля. Принцип его работы был прост: при прохождении тока через электрическую цепь с большим сопротивлением выделялось много тепла, а радиатор рассеивал его по поверхности сидения.
Фото 10. Cadillac Eldorado 1966 г.в. Источник: Flickr@sv1ambo
8. Круиз-контроль, особенно удобный в дальней дороге, позволяет управлять скоростью автомобиля, не касаясь педали газа, и сейчас разные по сложности варианты можно обнаружить во многих современных машинах. В 1958 году инженеры Chrysler оснастили новый «Империал» системой «Автопилот», которая включала в себя электромотор управления дроссельной заслонкой. Он был связан с тросиком спидометра и регулировал скорость автомобиля, отталкиваясь от заданной водителем скорости. Кстати, в Cadillac позаимствовали технологию, но переименовали ее в «Cruise Control». Название это и стало именем нарицательным.
Фото 11. Рекламная брошюра Chrysler Imperial 1958 г.в. с упоминанием технологии Auto-Pilot. Источник: Flickr@ausdew
Все перечисленные опции значительно повышали комфорт и безопасность вождения, а также подогревали интерес покупателей к новым технологиям, которые стали основой для современных автомобильных «допов». Некоторые из них сильно изменились, некоторые не очень, но все они стали символами инноваций и задали высокий темп развития индустрии, которая уже через двадцать лет представит электронные бортовые компьютеры, навигационные системы и многофункциональные развлекательные системы.