Если говорить простыми словами, это платеж за переработку товара, когда срок его службы закончится. У автомобилей он не установлен, поэтому воспользоваться такой возможностью можно хоть через 200 лет, было бы желание у владельца. С 1 сентября 2012 года в России ввели УТ при таможенном оформлении транспортных средств, чтобы помочь отечественным производителям в борьбе с подержанными иномарками. С этого момента за любой ввозимый в страну автомобиль необходимо было не только оплатить таможенную пошлину, рассчитываемую в зависимости от объема мотора и года выпуска, но и УТ. При этом с 2014 года утильсбор также стали взимать с российских автопроизводителей, которые закладывали его в стоимость автомобиля, и на выходе его платит именно конечный потребитель. Впрочем, размер «утиля» был не так велик, и его мало кто замечал ровно до 1 августа 2023 года, когда ставки резко возросли.
Что произошло в 2023?
В 2022 году с уходом многих крупных автопроизводителей из России резко возрос спрос на автомобили в возрасте от 3 до 5 лет: на них распространялись самые низкие ставки таможенного оформления, а их стоимость в меньшую сторону отличалась от аналогов, продаваемых на российском рынке. Соответственно, появилось множество фирм и «серых» автодилеров, которые завозили и продавали машины из-за границы по более доступным ценам, что негативно сказывалось на продажах локализованных авто. Именно поэтому с 1 августа 2023 г. ставки УТ резко возросли, а официальные лица заявили, что такая мера призвана защитить внутренний рынок от демпинга со стороны поставщиков подержанных иномарок. Был введен т.н. «коммерческий» утильсбор, который должны были уплатить все, кто ввозили транспорт для перепродажи. Вот такой УТ надо было заплатить за легковую машину в 2023 году:
Объём двигателя | Новые, руб. | Старше 3-х лет, руб. |
до 1000 см3 | 81 200 | 207 200 |
от 1000 до 2000 см3 | 300 600 | 528 800 |
от 2000 до 3000 см3 | 844 800 | 1 279 000 |
от 3000 до 3500 см3 | 970 000 | 1 485 000 |
более 3500 см3 | 1 235 200 | 1 623 800 |
Что поменялось сейчас?
С вступлением в силу постановления правительства об индексации утильсбора до 2030 года ставки значительно изменились. Теперь они выглядят так (базовая 20000 руб):
Объём двигателя | Новые, руб. | Старше 3-х лет, руб. |
Электромобили | 32 600 | 122 000 |
до 1000 см3 | 150 200 | 383 400 |
от 1000 до 2000 см3 | 556 200 | 978 200 |
от 2000 до 3000 см3 | 1 562 800 | 2 366 200 |
от 3000 до 3500 см3 | 1 794 600 | 2 747 200 |
более 3500 см3 | 2 285 200 | 3 004 000 |
Получается, что ставки утильсбора возросли в диапазоне от 70 до 85%. Выглядит не очень приятно, так как за повышением цен на ввозимые иномарки повысятся цены на локализованные и отечественные авто, которые за последние 10 лет и так подорожали в несколько раз. Усугубляет ситуацию и то, что ставки будут повышаться каждый год вплоть до 2030-го: например, УТ на новый 1-2л автомобиль или электрокар к началу следующего десятилетия составит 1,165 млн руб.
Неужели все так плохо?
Нет, не все. Остаётся «льготный» утильсбор, который составит всего 3400 руб. для нового автомобиля и 5200 руб. для машины возрастом свыше 3-х лет. При этом, согласно все тому же постановлению правительства РФ, эта ставка будет актуальная как минимум до 2030 года.
Для того, чтобы льготная ставка сработала, необходимо соблюсти два условия. Во-первых, автомобиль должен ввозиться для личного пользования: его нельзя перепродавать в течение одного года с момента ввоза, иначе УТ пересчитают по максимуму. Во-вторых, объем двигателя машины не должен превышать 3000 см3, в противном случае – максимальная ставка. Например, в случае с Mercedes G-класса по льготной ставке можно будет ввезти только G350d или G400d с дизельным мотором на 2.9Л, а вот G500, G550 и G63 уже не пролезут с их 4Л V8.
Если хочется купить автомобиль у дилера в России, стоит обратить внимание на электрокары, ставки на которые резко возрастут только в 2025 году.
Если же вы ценитель ретро-автомобилей и хотите привезти себе иномарку старше 30 лет – пожалуйста. Утильсбор на них равен 0 (нулю) рублям, они не должны соответствовать нормам выбросов ЕВРО-5 (все, что младше 30 лет, – должны) и им не нужна система ГЛОНАСС. Впрочем, не стоит забывать, что есть еще таможенные пошлины, и за ввоз большой американской «сухопутной яхты» из шестидесятых с семилитровым мотором придется заплатить около 4 миллионов рублей.
Капля дегтя в ложке меда в бочке дегтя
Автомобили, ввозимые для личного пользования, к сожалению, также станут менее доступными. Рыночные механизмы таковы, что первыми дорожают новые автомобили, за ними идут подержанные, а дальше растут конечные цены и на импортируемые машины. В странах, откуда к нам ввозят большинство машин (Китай, Республика Корея, ОАЭ и др.), их запас также не бесконечен, а пришедшие на эти рынки россияне будут увеличивать спрос, а значит, и цены на каждую модель. Кроме того, вырастет и спрос на логистические услуги, которые также заметно повлияют на конечную стоимость авто.