Зима уже наступила: в средней полосе России появился снежный покров, а температура уже стабильно ниже нуля. Это значит, что пора вспомнить, как правильно обращаться с автомобилем в холодное время года. Рассмотрим, что можно и нужно делать, а какие операции проводить категорически не стоит.
Что нужно делать?
1. Использовать только зимние шины
Надеемся, что все уже поменяли колёса на своих автомобилях, ведь езда на «лете» влечет за собой не только штрафы по 500 рублей каждый, которые инспекторы имеют право выписать начиная с 1 декабря и заканчивая 28 (29) февраля. Дело в том, что летняя резина разрабатывалась для эксплуатации при температуре выше +7°C, а при её понижении шины становятся жёсткими. Это значительно ухудшает сцепление с дорогой, даже если на ней нет снега или льда. Риск ДТП при этом значительно увеличивается, поэтому следует либо установить зимний комплект, либо «всесезонку».
2. Беречь аккумулятор
Зимой пуск автомобиля затруднен низкими температурами, и нагрузка на батарею сильно возрастает. Мотор становится тяжелее завести, а времени на его прогрев уходит куда больше, поэтому следует регулярно проверять уровень заряда аккумулятора и уровень электролита в нём. Кроме того, перед стартом на морозе можно выключать печку, свет и приборы, создающие дополнительную нагрузку на электросеть – так автомобилю будет проще завестись. Разумеется, после успешного пуска все это можно – и нужно – включить обратно.
А вот старый трюк с кратковременным включением ближнего или дальнего света для «раскачки» аккумулятора использовать не стоит. Это может только ухудшить состояние подсевшей на морозе батареи.
3. Проверять уровень технических жидкостей
Убедитесь, что уровень антифриза в автомобиле находится на достаточном уровне и выдерживает самые сильные морозы вашего региона, ведь в противном случае пуск авто с замерзшей жидкостью в радиаторе может плачевно закончиться для мотора. Кроме того, удостоверьтесь, что залита правильная омывающая жидкость: замерзнув, она может расшириться в объеме, что бывает чревато треснувшим бачком омывателя.
4. Счищайте снег и лед с автомобиля
Многие водители пренебрегают этой процедурой, ограничиваясь лишь очисткой окон, в том числе и просто включив стеклоочистители. Так делать не стоит по двум причинам. Во-первых, простое включение «дворников» без предварительной их очистки от снега и льда повреждает поверхность лезвий, из-за чего они теряют свою эффективность. Во-вторых, если на них лежит слишком много снега, они могут либо сами сломаться, либо вывести из строя моторчик привода, который от перенапряжения просто сгорит.
Необходимо чистить автомобиль целиком, особенно крышу. Под толстым слоем снега на ней иногда появляется лёд, который при экстренном маневре может улететь в соседнюю машину или пешехода, и в ДТП будет виноват именно водитель неочищенного авто. Кроме того, после поездок следует очищать колесные арки от налипшего снега, чтобы он не мешал повороту передней оси.
5. Прогревайте автомобиль
В интернете до сих пор спорят о том, сколько по времени греть автомобиль и нужно ли это вообще делать. Одни говорят о необходимости прогреть мотор до рабочей температуры, что на дизельных авто займет куда больше времени, чем на бензиновых, а другие придерживаются точки зрения, что ехать можно сразу. Истина, похоже, где-то посередине: лучше всего дать двигателю поработать на холостом ходу 3-5 минут (в зависимости от температуры воздуха и типа топлива), чтобы его компоненты и технические жидкости немного прогрелись. После этого можно ехать.
Что можно делать?
1. Пользоваться предпусковым стартером или автозапуском (не нарушая закон)
Если автомобиль оснащен такой функцией, ей следует воспользоваться, ведь кому хочется сидеть в холодном салоне, когда на улице -15? Однако следует учесть, что в жилых зонах за прогрев авто дольше пяти минут можно получить штраф 1500 рублей (3000 руб. для Москвы и Санкт-Петербурга) по статье 12.28 КоАП РФ. Полиция вряд ли будет «пасти» таких нарушителей, но если длительный прогрев зафиксирован на камеру и кто-то вызвал инспекторов ДПС, санкций избежать не получится.
2. Заменить коврики в салоне на зимние
Резиновые коврики с высокими бортами легко чистятся и не пропускают влагу на ворсовое покрытие салона, предотвращая появление неприятных запахов и мокрых пятен на полу.
3. Установить защиту двигателя и КПП
Пластины и кожухи из металла или пластика позволят избежать поломок коробки передач, мотора и других узлов при случайном наезде на ледяное препятствие.
4. Установить специальные зимние стеклоочистители
Такие «дворники» обладают прочными каркасами, которые позволяют им выдерживать большие нагрузки. Кроме того, их лезвия сделаны из мягкой резины, сохраняющей эластичность при низких температурах.
5. Пользоваться присадками для ДТ
В сильные морозы дизельные моторы современных легковушек подвержены большим нагрузкам, при этом «тяжелое» топливо свертывается значительно быстрее, чем бензин, и его застывание может вывести автомобиль из строя. Решить эту проблему поможет специальная присадка антигель, которая разбавляет ДТ и снижает его порог замерзания до значений, близких к экстремальным.
Что нельзя делать?
1. Поливать замки и стекла горячей водой для размораживания
Такая операция имеет короткий эффект и, возможно, поможет открыть дверь. Однако вода имеет два важных свойства: она проникает во все щели, а еще замерзает на морозе. Соответственно, при попадании в замок она, вероятно, на некоторое время разблокирует механизм, но быстро замерзнет и, увеличившись в объеме, сломает его. То же самое касается и стекол, которые могут треснуть даже от горячего обдува, не говоря уже о кипятке.
2. Оставлять автомобиль на стояночном тормозе при перепаде температур
Ручник – это достаточно нежный механизм, который блокирует задние колеса посредством тросиков, а в российских городах погода зимой может «баловать» нас резкими перепадами температур. Поэтому после поездок по лужам, образовавшимся на дорогах, не рекомендуется ставить машину на стояночный тормоз, так как механизм может замерзнуть, и наутро придется повозиться, чтобы разблокировать колеса. В такую погоду лучше всегда переводить селектор АКПП в режим парковки (P), а машину с МКПП – ставить на передачу. Когда устанавливается морозная погода и ничего не предвещает резкого потепления, можно к этому добавить стояночный тормоз.
3. Не следить за состоянием авто
Регулярно осматривайте автомобиль на предмет повреждений, а также следите за показаниями приборов и работой механизмов, чтобы вовремя обнаружить дефект и быстро его устранить. Если этого не делать, поломка может стать большим и неприятным сюрпризом.
4. Игнорировать мелкие повреждения кузова
Даже мелкие царапины и сколы могут стать очагами коррозии, что в конце концов сделает кузовную деталь непригодной для эксплуатации, и ее придется чинить или менять. При обнаружении повреждений следует как можно быстрее обратиться в сервисный центр для их устранения.
5. Разбавлять омывающую жидкость водой
Доливать воду в омывайку не следует. Это ухудшает её характеристики и может привести к замерзанию всего, что находится в бачке омывателя, вследствие чего он может просто-напросто треснуть.
Правильный уход за автомобилем зимой — это не только забота о его техническом состоянии, но и залог вашей безопасности на дороге. Не менее важно всегда соблюдать ПДД, так как «уроки» экстремального вождения на дороге зимой опасны втройне. Если хочется острых ощущений за рулём, попробуйте себя на подготовленных огороженных треках, покатайтесь по зимнему бездорожью под наблюдением опытного инструктора или погоняйте на суперкаре в специальном симуляторе.