1960-е годы: зарождение радиоуправляемых моделей
Обычные пластиковые и металлические машинки – это, конечно, интересно, но все же хотелось бы не бегать с ними на веревочке, а управлять ими дистанционно. В 1965 году американский автопроизводитель Ford в партнерстве с компанией Wen-Mac представил модель новейшего Mustang GT в масштабе 1:11 ценой 4.95$. Она была оснащена электромотором и проводным пультом дистанционного управления, но уже в 1966 его сменила полноценная 27МГц радиоаппаратура, а на место батареек встал никель-кадмиевый аккумулятор. Неудивительно, что из-за всех этих наворотов цена машинки подскочила до 69.95$ (сейчас 700$ с учетом инфляции) – в 14 раз. Зато катать их можно одновременно по три штуки, чему были рады дети богатых родителей.
Изображение 1. Wen-Mac Ford Mustang 1965 в масштабе 1:11. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:1966_Ford_Mustang_Motorized_Model_Car_by_Wen-Mac_1-11_Scale.jpg
Одновременно с этим по ту сторону океана итальянская фирма Elettronica Giocattoli представила RTR (Ready-to-run – готовая к запуску) модель Ferrari 250LM. В движение машина приводилась однонаправленным электромотором, который позволял ей ехать только вперед, а второй небольшой двигатель поворачивал передние колеса влево или вправо до упора, позволяя ей проходить повороты.
Изображение 2. Ferrari 250LM от Elettronica Giocattoli в масштабе 1:12. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Image_Title_-_ElGi_Ferrari_250LM_Radio_Controlled_Car_IMG_5905.jpg
1970-е годы: нитрометан, батареи и первые внедорожные модели
Радиоуправляемые машинки этих времен все чаще получали двигатели внутреннего сгорания, которые за относительно небольшую цену обеспечивали высокую мощность и легкую дозаправку. Например, в 1971 году компания Team Associated предложила хоббистам новую серию RC1 с мощным ДВС на нитрометане и приземленной аэродинамичной формой, создавшей новый класс «сковородомобилей» (pan cars).
Ближе к концу десятилетия – а именно в 1976 году – японский производитель сборных масштабных автомобилей Tamiya представил свою первую модель Porsche 934 Turbo, готовую к переводу на радиоуправление. Да, в комплекте поставки было все, кроме сервопривода руля и радиоаппаратуры – они продавались отдельно. Таким образом компания рассчитывала уменьшить стоимость одной машинки, которую можно было сначала поставить на полку и только потом, докупив все необходимое, перевести ее на дистанционное управление. Получилось: новую Porsche в масштабе 1/12 раскупали как горячие пирожки, а сейчас несобранные варианты можно изредка найти на зарубежных площадках объявлений по цене в районе 5000$.
Изображение 3. Porsche 934 Turbo от Tamiya в масштабе 1:12 с возможностью перевода на радиоуправление. Источник: https://www.flickr.com/photos/wbaiv/52676066756
Через три года Tamiya показала еще одну новую модель Sand Scorcher – VW Beetle в виде пляжного багги. Именно она стала первой «внедорожной» моделью в мире и благодаря особому боксу не пропускала брызги воды и песчинки внутрь механизмов. При этом заднеприводная компоновка без межколесного дифференциала способствовала эффективности на сыпучих поверхностях: колеса всегда вращались с одинаковой скоростью и проще выезжали из песчаной западни, что, впрочем, немного ухудшало управляемость на обычной дороге.
Изображение 4. 1979 Tamiya Sand Scorcher в масштабе 1:10. Источник: https://www.deviantart.com/tamiyavintage/art/Tamiya-Sand-Scorcher-210237787
Кроме того, именно в этот период начались первые организованные соревнования среди владельцев радиоуправляемых машин, что вызвало волну интереса к этому, как оказалось, зрелищному и захватывающему хобби.
1980-е годы: эпоха соревнований
В 1980-е годы популярность радиоуправляемых машин достигла новых высот: емкие аккумуляторы и суперточные контроллеры значительно подешевели, и их установка на модели была теперь обычным делом: машинки стали маневреннее, а запас их хода увеличился в несколько раз. Производители разнообразили модельный ряд и выпускали как простые варианты, так и максимально реалистичные копии автомобилей. И те, и другие зачастую получали подвеску с масляными амортизаторами для пущей эффективности на пересеченной местности и лучшей управляемости, а простые 2WD трансмиссии сменились полноприводными с многоступенчатыми АКПП.
Изображение 5. 1985 Tamiya Hotshot в масштабе 1:10 – одна из первых полноприводных моделей. Источник: https://www.flickr.com/photos/grahoo/4171952534
Одним из ключевых моментов стало появление специализированных гоночных серий, таких как IFMAR (International Federation of Model Auto Racing), которые объединили профессионалов и любителей радиоуправляемых машин по всему миру. Соревнования проводились на различных покрытиях – от асфальта до грунта, и включали как шоссейные гонки, так и соревнования по бездорожью.
1990-е годы: общедоступное хобби и новые технологии
Конец XX столетия ознаменовался быстрым распространением автомоделизма благодаря серьезному удешевлению «старых» решений и появлению новых высокотехнологичных силовых установок и источников питания. Обычные никелевые батареи и щеточные моторы подешевели и обеспечивали неплохую скорость и сносный запас хода. Оптимальным по соотношению цена/производительность вариантом стали машины с ДВС, которые развивали большую скорость, чем аналоги на «коллекторах». Кроме того, их дозаправка занимала меньше минуты (а на соревнованиях и вовсе около 10 секунд), чем не могли похвастаться «электрички». Наконец, самыми дорогими в тот момент были бесщеточные моторы и литий-полимерные аккумуляторы с высокой токоотдачей, которые получили широкое распространение лишь к концу нулевых.
Изображение 6. 1991 Kyosho Inferno DX в масштабе 1:8 – победитель чемпионатов IFMAR с 1991 по 1996 гг в своем классе. Источник: https://www.flickr.com/photos/joostjbakkerijmuiden/51885449229
2000-е — 2010-е годы: эра цифровых технологий
С начала 2000-х годов радиоуправляемые машины стали еще навороченнее благодаря внедрению цифровых систем управления. Аппаратура все чаще работала на частоте 2.4 ГГц, которая на порядок увеличивала дальность приема даже в городских условиях, а также позволяла удаленно настроить параметры модели. С пульта выставлялся угол поворота колес и крайние точки руля, чтобы мощные сервоприводы не ломали поворотные механизмы, активировалась лебедка и блокировки дифференциалов, переключались передачи, а также включался свет и аварийка. Кроме того, производители начали устанавливать системы телеметрии, которые позволяли в режиме реального времени отслеживать рабочие показатели: скорость, температуру двигателя и уровень заряда аккумулятора. Словом, машинки становились все умнее.
Изображение 7. 2019 Traxxas TRX-6 – шестиколесная трофи-модель в масштабе 1:10 с двухступенчатой КПП и подключаемой блокировкой дифференциалов всех трех осей. Совместим с блоком телеметрии Traxxas Link. Источник: Navitel
Электромоторы продолжали совершенствоваться, а развитие литий-полимерных аккумуляторов дало значительный прирост в мощности и времени работы радиоуправляемых машин. В это время это хобби уже стало полноценным видом спорта с профессиональными гонщиками, спонсорами и крупными международными соревнованиями.
Современные тенденции и будущее
Сегодня радиоуправляемые машины представлены в различных категориях — от простых игрушек до высокотехнологичных гоночных аппаратов, способных развивать скорость более 150 км/ч. Среди последних – шоссейная модель Traxxas XO-1, которая разгоняется до 100 миль в час (~161 км/ч) на теперь уже массовом литий-полимерном аккумуляторе. Цена – 750 долларов.Модели с ДВС также не ушли с рынка, однако электрические варианты пользуются большим спросом, так как они не дымят и работают по принципу «подключил аккумулятор и поехал». Машины на нитрометане, в свою очередь, необходимо сначала завести, затем прогреть и уж потом ехать, что может занять как пять минут, так и полчаса. При этом современные бесколлекторные моторы развивают больше мощности, что делает модели на ДВС менее предпочтительными для обычного хоббиста.
С развитием 3D-печати и доступности новых материалов у энтузиастов появилась возможность создавать уникальные детали и модифицировать свои модели по собственным проектам. Это открыло новые горизонты для кастомизации и индивидуализации радиоуправляемых машин.
Будущее этого хобби связано с дальнейшим развитием цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и автономные системы управления. Вполне возможно, что в ближайшие годы мы увидим еще более продвинутые модели, способные взаимодействовать с окружающей средой и тем самым делать опыт управления еще более уникальным.
В следующем посте на эту тему расскажем о самом «неторопливом» классе радиоуправляемых моделей – трофи, в котором решает не максимальная скорость, а крутящий момент, плавность электроники и цепкость резины на сыпучих поверхностях, камнях и в грязи.