16 октября 2024 года на трассе М-11 «Нева» появился «музыкальный» участок: при движении по специальной разметке можно услышать народную «Калинку-малинку». Такая мера должна помочь водителям не уснуть в дороге и не попасть в аварию. Каким образом это работает, и есть ли другие технологии, помогающие не клевать носом в пути? Давайте рассмотрим наиболее интересные и эффективные из них.
Музыкальная разметка
При монотонном движении в одном направлении концентрация водителя рассеивается, и при отсутствии необычных раздражающих факторов – резких звуков, световых сигналов или запахов – его начинает клонить в сон. Часто это становится причиной несчастных случаев, из-за чего дорожникам и автопроизводителям приходится идти на некоторые хитрости.
Первая музыкальная дорога – Асфальтофон – появилась в 1995 году в Дании. Созданная двумя местными художниками, она представляла собой отрезок шоссе с выпуклыми маркерами разной формы, которые и создавали необходимую мелодию – арпеджио в тональности Фа мажор. Через пять лет нечто похожее появилось в Вильпенте, пригороде Парижа, а в 2006-2008 гг. музыкальную разметку нанесли на дороги Японии и Южной Кореи.
Идея, воплощенная на трассе М-11 «Нева», не нова: технологию специальных полос широко используют в странах Европы и Азии, а работает она следующим образом. Ребристые полоски наносятся поперек хода дорожного полотна на таком расстоянии, чтобы при наезде автомобиля на них возникала тактильная вибрация. Она передается с шин транспортного средства и создает звуки разной частотности, которые и синтезируют слышимую мелодию. В случае с трассой М-11 полоски нанесли ближе к обочине, чтобы водители при непреднамеренном съезде с дороги услышали необычный звук и проснулись. В Республике Беларусь, кстати, тоже не так давно появилась музыкальная дорога: она находится на трассе «Бобруйск – Мозырь – граница Украины», а услышать на ней можно мелодию песни группы «Песняры».
Системы мониторинга состояния водителя
Многие современные автомобили оснащены специальными датчиками и камерами, которые анализируют поведение водителя. Эти системы отслеживают частоту моргания, положение головы и даже выражение лица. Если система обнаружит признаки усталости, она подаст сигнал — вибрацию на руль, звуковое оповещение или визуальные сигналы на приборной панели, а иногда и все вместе.
Пример: Mercedes-Benz Attention Assist (MBAA). Эта система в режиме реального времени анализирует стиль вождения водителя и следит за положением руля. Если MBAA распознает усталость по одну или нескольким из этих признаков, она, включив соответствующую пиктограмму на приборной панели, предложит водителю остановиться и отдохнуть.
Активные системы удержания полосы
Когда водитель устал, он может случайно выехать за пределы своей полосы движения. Активные системы удержания используют камеры для мониторинга разметки на дороге. Если автомобиль съезжает с полосы без поворотника, система либо подает сигнал водителю, либо сама подруливает, чтобы вернуть транспортное средство обратно.
Пример: Volvo Lane Keeping Aid предупреждает водителя о случайном смещении и при необходимости корректирует траекторию движения автомобиля. Система работает на скорости от 65 до 200 км/ч на магистралях и широких дорогах с хорошо читаемой разметкой. Отсюда и недостаток: нет разметки – нет активного удержания полосы.
Инфракрасные системы обнаружения усталости
В автомобилях премиум-класса используются инфракрасные камеры, которые могут отслеживать температуру лица водителя и его мимику. Когда человек устает, температура его кожи может измениться, а мышцы расслабляются. Эти тонкие признаки помогают системе определить усталость до того, как водитель начнет клевать носом, и предложить ему отдохнуть.
Пример: Cadillac Super Cruise. Эта система автопилота не только управляет автомобилем практически без вмешательства водителя, но и использует инфракрасную камеру для отслеживания мимики лица и положения глаз. Super Cruise также напомнит водителю смотреть на дорогу, а не в смартфон или планшет.
Умные часы, браслеты и даже одежда для водителей
Существует множество носимых устройств, которые могут отслеживать физическое состояние человека. Умные браслеты и часы измеряют частоту пульса, уровень стресса и качество сна. В случае, если устройство фиксирует усталость или сонливость, оно может подать сигнал водителю вибрацией и передать оповещение через смартфон или даже сам автомобиль. Дальше всех пошла корпорация Ford, где создали кепку SafeCap. Она отслеживает положение головы водителя и предупреждает его, если он начинает засыпать.
Автопилот
Эти системы становятся всё более популярными, и хотя полностью беспилотные автомобили всё ещё редкость, во многих моделях уже частично воплощена мечта фантастов XX века. Такие технологии позволяют автомобилю самостоятельно остановиться, если водитель не смотрит на дорогу или засыпает. Ярчайший пример – Tesla Autopilot, которая может взять на себя управление автомобилем на длинных монотонных участках пути. Однако система по-прежнему требует, чтобы водитель следил за дорогой и был готов вмешаться.
Периодические напоминания
Все гениальное – просто. Некоторые автомобили оснащены обыкновенной системой, которая каждые несколько часов будет напоминать водителю отдохнуть. Такая функция есть, например, в некоторых моделях Mitsubishi: с помощью кнопок на руле можно выставить необходимый временной интервал – и машина сама подскажет, когда пора остановиться на пит-стоп.
Лазеры «Антисон»
В Китае, на трассе Циндо-Цзиньчуань, в тестовом режиме запустили яркие световые установки. Они представляют собой арки с мощными излучателями, которые «стреляют» разноцветными лучами прямо над грузовиками, что заставляет проснуться даже самых сонных водителей. Такое решение крайне актуально для КНР – мировой фабрики с огромным количеством логистических хабов и более чем 11,7 млн зарегистрированными грузовыми ТС.