С 1 сентября региональные власти отключат десятки действующих дорожных камер, — сообщает Ъ. Речь идет о выводе из эксплуатации до четверти всего парка камер из-за новых требований к системе фотовидеофиксации нарушений ПДД, вступивших в силу 1 сентября 2024. Эксперты предполагают, что часть снятых камер вернется на дорогу не сразу, т.к. стоимость переподключения составляет до 500 тыс. руб., и у части регионов в бюджете может не оказаться подобных статей расходов.
1 сентября 2024 начали действовать поправки к закону об автодорогах (ФЗ-197), запустившие реформу всей системы фотовидеофиксации нарушений ПДД в стране. Ранее водители жаловались, что камеры зачастую устанавливают для пополнения бюджета региона штрафами, а не ради безопасности дорожного движения. В итоге Госдума установила исчерпывающий перечень мест и условий размещения комплексов, правила их обозначения на дорогах и так далее. К 1 сентября региональные власти провели аудит своего парка камер; “Ъ” направил запросы о результатах проверок.В Министерстве транспорта Московской области сообщили корреспондентам Ъ, что 87 дорожных камер, что составляет 4% от общего числа, не соответствуют новым требованиям. Основной недостаток этих камер — отсутствие зарегистрированных очагов аварийности на участках, где они установлены. Также были выявлены камеры, расположенные над пешеходными переходами, которые фиксируют только приближающиеся автомобили, но не сам переход. Власти региона сообщили, что такие устройства будут демонтированы и установлены в новых местах.
В Татарстане ГБУ «Безопасность дорожного движения» выявило 95 камер (11% от общего числа), которые были установлены с нарушениями, что привело к решению о прекращении использования их данных для наложения штрафов с 1 сентября. В Свердловской области камеры на 28 участках дорог переведут в режим мониторинга движения без фиксации нарушений, но если на этих участках возникнут очаги аварийности, они снова будут использоваться для фиксации нарушений.
В Омской области планируется корректировка работы 23 камер, часть из которых будет перемещена на другие участки, а 12 камер будут перенастроены, чтобы соответствовать требованиям по минимальному расстоянию между работающими комплексами, работая по очереди в разные дни. В Бурятии семь из 214 проверенных комплексов были выявлены как установленные на неаварийных участках. В Иркутской области 53 камеры, или 25% от общего числа, не соответствуют требованиям по размещению, и их либо переместят, либо переведут в режим контроля трафика без фиксации нарушений.
В Якутии МВД выявило 17 камер, не соответствующих новым стандартам, и их уже перенесли на другие опасные участки. В Башкирии запланировано перемещение 31 камеры.
В Санкт-Петербурге, хотя и не указано количество отключаемых камер, подтверждено наличие «малоэффективных комплексов», которые будут перенесены на новые места. В Хабаровском крае по итогам аудита часть камер уже перемещена или переведена в режим мониторинга потоков.
В Воронежской области все камеры соответствуют новым требованиям, и работа по их документальному обеспечению завершена. В Челябинской области также все камеры прошли аудит и готовы к эксплуатации.
В Москве, где сосредоточено 12% всех камер страны (3800 штук), будет применяться собственный регламент, поскольку город выведен из-под действия новых правил отдельным законом. Предполагается, что количество камер не будет сокращено, и планируется установка дополнительных комплексов возле социальных объектов, таких как поликлиники и детские сады.
После замены камер в перечисленных местах, ГИБДД рассмотрит предложения регионов о камера в иных местах, не попадающих по формальные критерии ФЗ-197. Впрочем, МВД рекомендует делать такие исключения лишь в двух случаях — для участков, где за год произошло четыре (или более) однотипные аварии без пострадавших, либо для мест, где прогнозируются ДТП из-за большого количества выездов на встречку или обочину.